Журнал «Мәдени мұра» – рецензируемый научный журнал открытого доступа
  • Перейти в режим для слабовидящих
ISSN 2708-3365 (Print)
Информация

Наследие Коркыт ата и традиция жыршы-жырау Сырдарьинского региона

Авторы

  • Улжан Байбосынова Университет Искусство

Ключевые слова:

Коркыт ата, традиции жыршы-жырау, культура, искусство, Сырдарья, тюркские народы, воспитание

Аннотация

В статье рассматриваются исторические корни и общие тюркские связи школы жырау Сырдарьинского региона. В своей исследовательской статье автор связывает происхождение искусства жырау, принадлежащего общим тюркским народам, с традицией  Коркыт ата, анализируя его ареал и продолжение до второй половины XIX века. Целью статьи является разъяснение исторического происхождения школы жырау в течение всего Сырдарьи как источника общего Тюркского мировоззрения, а также анализ последующей культурной трансформации в традициях жырау казахского народа. Для достижения этой цели автор использовал специальную литературу и исторические данные, версии произведений выдающихся авторов. В результате исследовательская статья показывает продолжение искусство жырау на казахской земле, продолжающееся в традициях Коркыт-ата, исследует его изменения и самобытность, а также раскрывает конкретные исторические произведении. Кроме того, доказано, что эстетический, педагогический, философский источник произведений жырау уходит корнями в древней традиции Коркыт ата. В заключение автор указывает на наследие Коркыт ата как на начало традиционного искусства жырау у казахов Сырдарьи, показывает, что традиция жырау всесторонне совершенствовалась и продолжалась в местном регионе. В XIX-XX вв. Оно продолжалось в произведениях Муса Байзакович, Кулан Алдабергенович, Шадтуре Жахангерулы, Ергобек Куттыбаевич, Мансур Бекежанович, Ешнияз Шешдикович, Жусуп Ешниязович, Омар Шораяқұлы, Турмагамбет Изтлеуұлы, Онгар Дыркаевич и др.

Загрузки

Опубликован

2024-07-09

Как цитировать

Байбосынова, У. (2024). Наследие Коркыт ата и традиция жыршы-жырау Сырдарьинского региона. «Мәдени мұра», 105(2), 81–98. извлечено от https://madenimura-journal.kz/index.php/main/article/view/427